Русский

English

Огненные рейды "Новика".

назад

 

В августе 1913 г. отечественное кораблестроение добилось выдающегося успеха - впервые в мире корабль достиг рекордной скорости, которая и по сей день считается высокой - 37,3 уз. Этим кораблем был эскадренный миноносец "Новик". Проектирование и постройка корабля велись на Путиловском заводе. По предложению командующего Морскими силами Балтийского моря вице-адмирала Н.О. Эссена новостроящийся эскадренный миноносец получил имя "Новик" в честь крейсера, отличившегося в русско-японской войне. Спуск "Новика" состоялся в июне 1911 г. Водоизмещение корабля - 1260 т, длина - 102,5 м, ширина - 9,5 м, осадка 3 м. Вооружение: четыре 102-мм орудия, два переносных пулемета системы "Максим", четыре двойных торпедных аппарата.

Всего в России было построено около пятидесяти эсминцев, прототипом для которых послужил "Новик". К началу же 1й мировой войны в составе русского флота находился всего лишь один эсминец нового типа - "Новик". Он входил в состав отряда крейсеров и первоначально выполнял задачи, свойственные легким крейсерам. Уже к концу 1917 г. на Черном море находилось тринадцать эсминцев, а на Балтийском море - семнадцать.

Эскадренный миноносец "Новик". Модель изготовлена в 1912 г. в модельной мастерской завода "Вулкан" (Германия), где создавались турбины для корабля.

 

Первый эскадренный миноносец "Новик" с честью пронес легендарное имя, вписав немало славных страниц в летопись Военно-Морского Флота. С началом 1й мироврой войны эсминец вместе с другими кораблями принял участие в постановке минных заграждений у берегов противника, на которых впоследствии подорвались и затонули германские броненосец "Фридрих Карл", пароход "Бреслау" и эсминец S-149.

В ночь на 4 августа 1915 г. произошло боевое столкновение "Новика" с немецкими кораблями. Узнав о том, что в районе острова Эзель появился русский линейный корабль "Слава", немецкое командование предприняло попытку уничтожить его. Слишком серьезной помехой в реализации захватнических планов кайзера Вильгельма II в районе Рижского залива являлся линокр "Слава". Вильгельм II не раз требовал уничтожить его, бросал против русского корабля мощнейшие линкоры, подводные лодки, авиацию. На этот раз навстречу "Славе" вышли новейшие эскадренные миноносцы V-99 и V-100. Перед командирами этих кораблей была поставлена задача: любой ценой потопить русский линкор. Бой разгорелся в Аренбургской бухте у острова Эзель. Эскадренные миноносцы "Генерал Кондратенко", "Украина" и "Войсковой", заметив неприятеля, открыли огонь. Первые снаряды, взметнув столбы воды, взорвались недалеко от целей. Зато несколько последующих оказались более точными. Получив повреждения, вражеские корабли отказались от попытки атаковать линкор. При отходе немецкие корабли встретили "Новик", и бой разгорелся с новой силой.

Командир корабля капитан 2-го ранга М.А. Беренс так описывал ход сражения в рапорте командиру минной дивизии: "...В 00 ч 15 мин увидел прямо по курсу во мгле два корабля. Пробил боевую тревогу и, подойдя поближе, определили два больших неприятельских миноносца, трехтрубных, двухмачтовых, по типу подходящие к аргентинским миноносцам, строящимся в Германии. Миноносцы, видимо, заметили "Новик" и пошли прямо на него большим ходом. Тогда я склонился влево настолько, чтобы могли дейстовать все орудия, и открыл огонь с 47 кабельтовых при ходе 17 уз. Неприятельские миноносцы легли на параллельный курс и сейчас же открыли ответный огонь."

Русские комендоры оказались на высоте положения. После нескольких пристрелочных выстрелов они сконцентрировали огонь на головном миноносце. Один из снарядов разорвался в центральной части корабля, словно ножом срезав среднюю трубу. Эсминец окутался клубами черного дыма. Получив серьезные повреждения он уменьшил скорость и отвернул в сторону. Командир второго эсминца, почувствовав опасность, поспешил на помощь. Корабль увеличил скорость и прикрыл его завесой густого белого дыма. Этот дым спас и второй эсминец, так как из-за плохой видимости вражеских целей "Новик" был вынужден прекратить огонь.

Бой эскадренного миноносца "Новик" с германскими эскадренными миноносцами V-99, V-100 4 августа 1915 г.

 

Русские артилеристы выпустили 23 снаряда по вражеским кораблям за 17 мин боя, причинив им серьезные повреждения. Позднее стали известны итоги этого неравного поединка. На немецких эсминцах разорвались 11 снарядов, 17 человек были убиты, 39 ранены, 6 пропало без вести. V-99, потеряв возможность управляться, запутался в противолодчных сетях, а пытаясь выбраться, подорвался на минах и затонул.

Первая встреча "Новика" с воздушным противником - немецким гидропланом состоялась 1 августа 1915 г. Вечером, когда команда начала ужинать, рядом с кораблем раздались взырвы бомб. Выбежавшие на верхнюю палубу моряки увидели, как со стороны солнца для новой атаки заходил воздушный противник. Благодаря умелому маневрированию командира и грамотным действиям экипажа корабль был спасен. Все десять бомб, сброшенных с гидроплана, не достигли цели.

Совместно с эскадренными миноносцами "Победитель" и "Забияка" "Новик" 3 декабря 1915 г. вновь вышел в море в район порта Виндава (Вентспилс) для постановки мин на вероятных маршрутах движения немецких кораблей. Мины были поставлены удачно: на следущий же день вышедшие в дозор легкий крейсер "Бремен" и миноносец S-191 попали на минное поле, подорвались на минах и затонули. Спустя шесть дней такая же участь постигла сторожевой корабль "Фрейя" и миноносец S-177.

В 1917 г. по решению комитета большевиков, созданного на корабле, "Новик" участовал в героической обороне островов Моонзундского архипелага. Яркой страницей героической истории эсминца явилось участие в Ледовом походе кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт в 1918 г. В январе 1923 г. корабль получил новое имя "Яков Свердлов". Славный путь эсминца закончился 28 августа 1941 г. Выполняя боевую задачу по охране флагманского корабля Балтийского флота крейсера "Киров", во время прорыва кораблей из Таллина в Кронштадт он подорвался на мине и затонул у мыса Юминданина.

Русские миноносцы типа "Новик", появившиеся на флотах, стали серьезной угрозой для противника. Опыт боевого использования кораблей этого типа показал, что они являются наиболее удачными для решения самых различных задач. Имея высокие мореходные и маневренные качества, большую автономность, сильное артиллерийское вооружение, устройства для постановки мин, они успешно несли дозорную службу, топили вражеские корабли, осуществляли набеговые операции на порты врага, умело охраняли свои корабли и транспорты.

Источник - книга "На румбах морской славы", Раздолгин А.А., Фатеев М.А., Ленинград, "Судостроение", 1988.

 

К списку статей...

 

 

Rambler's Top100

Статьи о моделировании парусников Мои работы Обо мне Связь НА   ГЛАВНУЮ